К 70-летию Победы

    Тракторные заводы на службе Победы

В годы Великой Отечественной войны все усилия советских ученых и инженеров были направлены на решение задач обороны. В самом начале войны сотрудники НАТИ совместно с конструкторами Сталинградского и Харьковского тракторных заводов (СТЗ и ХТЗ) создали на базе трактора СХТЗ-НАТИ бронированные машины, которые оборудовались вооружением для восполнения нехватки танков. В июле-октябре 1941 г. конструкторы НАТИ участвовали в работе по установке реактивных систем БМ-13 (легендарных «Катюш») на шасси автомобилей и тракторов.

В целях срочного оснащения армии танками новых конструкций уже в первом полугодии 1941 г. СТЗ выпустил первую партию знаменитых T-34, лучших средних танков Второй мировой. С ноября 1941 г. СТЗ организовал также выпуск танковых дизелей В-2. Переход на производство танков и дизелей потребовал перестройки всего технологического процесса, при этом завод продолжал выпускать гусеничные тягачи СТЗ-НАТИ и тягачи-транспортеры СТЗ-5, использовавшиеся как шасси для «Катюш». До сентября 1942 г. на долю СТЗ приходилось 42% всей выпускавшейся в стране бронетанковой техники. Во время битвы под Москвой один только СТЗ, преодолевая невероятные трудности, сумел изготовить и отгрузить 1,5 тыс. танков T-34.


Летом 1942 г. фронт вплотную приблизился к Сталинграду. Завод получил задание удвоить количество выпускаемых танков. В результате героической работы сталинградцев, постоянно подвергавшихся бомбардировкам и артобстрелам, СТЗ выполнил задание и только за 20 дней августа 1942 г. дал армии 240 танков T-34. В цехах работа прекратилась лишь тогда, когда ожесточенные бои развернулись на территории завода. За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы войны СТЗ награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны.

В Ленинграде на Кировском заводе в 1939 г. был создан тяжелый танк KB, отличавшийся значительной толщиной лобовой и бортовой брони. За 1940-1941 гг. было изготовлено около 1 тыс. таких танков, однако с началом блокады их выпуск прекратился. В октябре 1941 г. танковое производство Кировского завода эвакуировали на Челябинский тракторный завод. ЧТЗ, производивший с 1939 г. гусеничные тягачи С-65 и транспортеры С-2, превратился в огромный комбинат по производству танков, который в народе назвали «Танкоградом». На протяжении всей войны это был единственный завод, выпускавший тяжелые танки KB и ИС.

В конце 1941 г. в связи с эвакуацией ХТЗ поставки боевых машин на фронт срывались из-за отсутствия двигателей. Потребовались героический труд и самоотверженность тысяч людей, чтобы за небывало короткий срок запустить моторные цеха на ЧТЗ. К тому же, в связи с угрозой потери танкового производства на СТЗ, для обеспечения поставок на фронт танков T-34 в августе 1942 г. ЧТЗ получил задание организовать в короткий срок их поточное производство наряду с тяжелыми танками. В истории машиностроения мало примеров, когда за 33 дня завод таких масштабов был перестроен на выпуск принципиально новой машины. За годы войны объединенное предприятие на базе ЧТЗ дало фронту 18 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тыс. танковых дизелей. Беспримерные трудовые заслуги этого коллектива в годы войны отмечены орденами Кутузова 1-й степени и Красной Звезды.

С началом войны тракторный парк сельского хозяйства значительно сократился, ощущалась острая нехватка тракторов. В ноябре 1941 г. принято решение о строительстве Алтайского тракторного завода в г. Рубцовске на базе эвакуированного оборудования ХТЗ. Ударными темпами строили новые корпуса, монтаж оборудования нередко шел под открытым небом, и только потом возводились стены и крыши. В 1942-1943 гг., до строительства новых тракторных заводов в Липецке и Владимире и восстановления разрушенных, АТЗ был единственным заводом, выпускавшим тракторы для нужд фронта и народного хозяйства.

Благодаря самоотверженному труду конструкторов, технологов, испытателей и простых рабочих фронт и тыл были обеспечены столь необходимыми машинами. Трудовые подвиги инженеров и рабочих, сопоставимые с боевыми подвигами полководцев и солдат, внесли значительный вклад в Победу.

    Редакция журнала «Тракторы и сельхозмашины» сердечно поздравляет ветеранов и тружеников тыла с 70-летием великой Победы!

По материалам статей:
Стародубцев В.М. Вклад тракторостроителей в Победу // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 1995, №4.
Калинин Э.А. и др. Вклад тракторостроителей в оружие Победы // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2005, №5.

Comments are closed.