Нашему журналу – 85 лет!

    За 85 лет с 1930 г. журнал преодолел путь от рупора Всесоюзного объединения сельскохозяйственного машиностроения (Союзсельмаша) и печатного органа соответствующего министерства до независимого отраслевого издания, освещающего широкий круг научных проблем.

История и практика отечественного тракторного и с.-х. машиностроения нашли отражение на страницах журнала. Менялись его названия, но цель на протяжении многих лет оставалась неизменной – вносить посильный вклад в создание и совершенствование с.-х. техники, информировать специалистов о последних достижениях научной и конструкторской мысли, защищать интересы заводов, научных и опытно-конструкторских организаций отрасли. На всех исторических этапах издание играло немаловажную роль в становлении и развитии отечественного с.-х. машиностроения.

1920-е гг. были для нашей страны периодом, когда закладывались организационные и научные основы тракторного оснащения сельского хозяйства. Планомерному наращиванию производства с.-х. техники положил начало декрет Совета Народных Комиссаров от 1921 г. «О сельскохозяйственном машиностроении». В годы индустриализации с принятием курса на коллективизацию сельского хозяйства и плана первой пятилетки перед отраслью встала задача массового внедрения новейшей техники с максимальным переходом на тракторную тягу, а следовательно, срочного переоснащения старых заводов и сооружения новых, специализированных. Первые советские тракторы и автомобили создавались на основе зарубежного опыта.

Для расширения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создания собственных машин, отвечающих заявленным масштабам производства, в 1928 г. на базе машиноиспытательной станции создан Всесоюзный научно-исследовательский институт земледельческой механики, вскоре переименованный во Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ). Первым директором и научным руководителем института стал В.П. Горячкин.

В 1930 г. на базе Научного автомоторного института (НАМИ) организован Государственный научно-исследовательский автотракторный институт (НАТИ). С началом работ по созданию новых конструкций и технологий для автомобилей и тракторов появилась необходимость в специальном техническом издании. Им стал журнал «Автотракторное дело» (1930), печатный орган НАТИ. В журнале освещались итоги работы автотракторной промышленности и ставились задачи по ее развитию на ближайшие периоды.

Делу коренной реконструкции сельского хозяйства на основе его механизации должен был способствовать и начавший выходить в феврале 1930 г. ежемесячный научно-технический журнал «Сельскохозяйственная машина» (с 1947 г. «Сельхозмашина»). Именно от него ведет свою историю наш журнал. До этого с.-х. машиностроение не имело собственного печатного органа.

Уже в первом номере журнала в программной статье директора ВИСХОМа, основоположника учения о сельхозмашинах акад. В.П. Горячкина подчеркивалась важность теоретического фундамента в создании оригинальных конструкций отечественной с.-х. техники: «В настоящее время, когда жизнь выдвинула производство с.-х. машин и орудий на первое место, необходимо, чтобы эта отрасль промышленности, нужная для сельского хозяйства, стала на собственные ноги … В будущем же с.-х. машиностроение должно выбрать для себя такой же прочный механический и технический фундамент, на котором стоит общее машиностроение. Только таким путем наши изобретения не будут произвольными импровизациям, как сейчас, а сделаются рациональными, как результаты изучения процессов и форм рабочих органов».

Новый журнал, который мыслился как всесоюзный орган с.-х. машиностроения, стал трибуной для обмена инженерным опытом, воспитания новых кадров технических работников и площадкой для широкого обсуждения вопросов совершенствования с.-х. машин и орудий, повышения их качества, надежности и снижения себестоимости. В журнале публиковались основные научно-исследовательские работы по зерноуборочным машинам, освещались новинки зарубежного с.-х. машиностроения, а также печатались перечни новых книг и научных трудов ВИСХОМа.

На страницах журнала «Сельскохозяйственная машина» ученые и инженерно-технические работники отрасли решали такие вопросы, как стандартизация материально-технической базы в первые годы индустриализации, перевод сельхозмашин на тракторную тягу, а затем к навесному исполнению, переход к повышенным скоростям движения. Опубликование этих материалов в годы второй и третьей пятилеток сыграло большую роль в развитии конструкторских отделов заводов, пополненных специалистами со средним и высшим образованием, не имевшими опыта работы.

В начале Великой Отечественной войны издание журнала было приостановлено. Многие заводы были разрушены, а действовавшие предприятия переведены на производство техники для нужд фронта. В послевоенные годы, в тяжелый период восстановления промышленности, перед с.-х. машиностроением стояли не менее ответственные задачи.

В августе 1947 г. издание журнала возобновлено в качестве органа Министерства с.-х. машиностроения под сокращенным названием «Сельхозмашина» (до 1957 г.). Министр с.-х. машиностроения П.Н. Горемыкин в передовой статье отмечал, что журнал должен помочь борцам за технический прогресс в деле «выполнения плана выпуска тракторов и сельхозмашин и одновременного внедрения в производство новых и модернизированных конструкций».

С первых номеров большое внимание уделялось вопросам освоения и совершенствования конструкции и технологии изготовления самоходных зерноуборочных комбайнов, принятых к производству в 1947 г., а также расширению производства прицепных комбайнов. Статьи по тракторной тематике, которые публиковались в журнале «Сельхозмашина» до 1949 г., отражали задачи восстановления производственных мощностей тракторных заводов, а также развития конструкций новых тракторов и их агрегатов.

В 1958 г. решением Государственного научно-технического комитета Совета Министров СССР организовано издание научно-технического и производственного журнала «Тракторы и сельхозмашины». Вместо двух журналов, раздельно освещавших вопросы развития тракторов и сельхозмашин, стал выходить один. Задачей обновленного журнала стало освещение вопросов создания новых конструкций тракторов, агрегатов, с.-х. машин и орудий в их взаимной увязке, отражение теоретических проблем, а также решение вопросов технологии и организации производства.

Как указано в программной статье первого номера журнала, «до сих пор конструирование и производство тракторов и с.-х. машин освещались обособленно», в то время как «опыт развития с.-х. техники указывает на все более полное слияние трактора с с.-х. машиной … с внедрением гидравлических устройств на тракторе вступает в силу полная зависимость конструкций сельхозмашин от конструкции трактора, и наоборот…».

Развитие технических дискуссий по вопросам научного исследования и производства тракторов и с.-х. машин, помогавших в практической работе, позволило изданию завоевать авторитет ведущего печатного органа работников тракторного и с.-х. машиностроения.

Призванный комплексно освещать важнейшие проблемы отрасли и пути их решения, журнал «Тракторы и сельхозмашины» с первого номера 1958 г. выполнял поставленные перед ним задачи. Статьи по тракторной тематике занимали в нем главное место. Вопросы теории надежности тракторов и их агрегатов начали рассматриваться в журнале в 1960 г., и число статей по этой тематике увеличивалось из года в год. В 1972 г. введен раздел «Качество, надежность, долговечность», в котором рассматривались классификация отказов, методы и результаты ускоренных ресурсных испытаний. В этот период оформился хорошо знакомый современному читателю профиль издания.

С января 1988 г. журнал выходил под названием «Тракторы и сельскохозяйственные машины».

На первых этапах изданием журнала занимался Гостехиздат, в дальнейшем, вплоть до 1984 г., журнал выпускался издательством «Машиностроение» (до 1963 г. «Машгиз»). С 1985 по 1992 г. журнал выходил в издательском объединении «Агропромиздат», созданном в 1984 г. на базе издательства «Колос». С 1993 г. журнал снова издавался «Машиностроением», теперь уже ОАО. С июля 2008 г. журнал обрел независимость и выпускается ООО «Редакция журнала «ТСМ».

В разное время главными редакторами издания были такие выдающиеся деятели, как С.А. Акопов (1951-1953), А.А. Ежевский (1960-1963), И.П. Ксеневич (1981-1988).

За прошедшие десятилетия журнал невольно отразил весь сложный путь развития отрасли и страны. В частности, в непростой для страны политической и социальной ситуации начала 1990-х гг. (отказ от отраслевой системы управления промышленностью, переход к рыночной экономике, предоставление самостоятельности предприятиям) издание перенесло трудности, связанные с финансовой нестабильностью, а в 2000-е гг. прошло через перипетии реорганизации.

В январе 2009 г. журналу возвращено старое название «Тракторы и сельхозмашины», под которым он был известен читателям с 1958 по 1987 г.

В настоящее время журнал «Тракторы и сельхозмашины» не только входит в число старейших специализированных изданий страны, его по праву можно назвать одним из ведущих: входит в перечень ВАК РФ, имеет самый высокий среди журналов отрасли импакт-фактор РИНЦ.

За свою долгую историю журнал не мог не претерпеть определенных изменений, но направление и основополагающие принципы издания не изменились. Как и прежде, журнал активно содействует ознакомлению специалистов отрасли с вопросами повышения технического уровня тракторов и с.-х. машин. В его рубриках систематически рассматриваются вопросы технологии, организации и экономики производства, регулярно публикуются материалы, отражающие опыт в области конструирования с.-х. техники и ее испытаний на качество и надежность.

Осталась неизменной основная рубрика журнала «Теория, конструирование, испытания», публикации которой по-прежнему служат подспорьем при создании новой и совершенствовании имеющейся с.-х. техники на базе оригинальных конструкторских решений.

Научный уровень публикаций определяется высокой квалификацией авторов. Благодаря опоре на опыт и знания членов редколлегии для публикации в журнале отбираются наиболее ценные материалы, отвечающие высоким научным требованиям. Редакция строго соблюдает академические принципы отбора статей по их научно-технической значимости.

Авторский коллектив журнала составляют ведущие специалисты отрасли, среди которых большинство – доктора и кандидаты наук. География представляемых в журнал научных работ весьма широка: регионы РФ, Белоруссия, Украина, страны Средней Азии и Китай.

85-летие журнала «Тракторы и сельхозмашины» совпало с еще одной юбилейной датой. В 2015 г. исполнилось 100 лет инженеру, ученому, бывшему министру, заслуженному машиностроителю Александру Александровичу Ежевскому.

Коллектив редакции и редколлегия журнала «Тракторы и сельхозмашины» приложат все усилия, чтобы и впредь, как писал А.А. Ежевский в год пятидесятилетия журнала, «достойно служить интересам научно-технического прогресса в отрасли…, объединяя вокруг себя лучшие творческие силы ученых и специалистов».

К юбилейному году силами редакции осуществлена задача по оцифровке многотомного архива журнала.

Редакция сердечно поздравляет читателей и авторов с 85-летием журнала «Тракторы и сельхозмашины»!

Comments are closed.